Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
17.10.2018, 10:06
МДОУ "Детский сад комбинированного вида "Дубравушка"
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [39]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Современное общество, в условиях обновления системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, нацелено на сохранение духовно-нравственных и культурно-исторических традиций отечественного воспитания. И это очень актуально на сегодняшний день в силу того, что в последние десятилетия в обществе материальные ценности доминируют над духовными, в результате чего у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Следовательно, возникает потребность современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания современных детей.

Духовно-нравственное воспитание, по определению В.А.Беляевой, представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира.

Являясь одной из главных составляющих в формировании личности ребёнка, духовно-нравственное воспитание предполагает уважении к личности ребенка и раскрытие его индивидуальных свойств, которые особо активно проявляются в период дошкольного возраста.

Дошкольное детство–важный период жизни ребенка, когда закладываются основы формирования базовой культуры личности и системы нравственных эталонов в разных видах деятельности.

  • педагогической литературе рассматриваются разнообразные подходы к понятию выбора направлений и средств духовно-нравственного развития. Педагогика определяет духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования осознанных нравственных чувств, позволяющих придерживаться этических и моральных норм общества.

Стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов дошкольных образовательных учреждений на разработку таких образовательных программ, воплощение которых соответствовали бы реализации следующих условий: раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка, учет его индивидуально-личностных особенностей для успешной адаптации в современном мире, создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами .

В соответствии с ФГОС ДО все образовательные области закрепляют важность духовно-нравственного воспитания детей и их приобщение к социокультурным нормам на основе высших человеческих ценностей. Необходимость объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества - один из очевидных постулатов ФГОС.

Приоритетным ориентиром духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является формирование ценностно-смысловой сферы ребенка, содействие обретению дошкольником нравственного и духовного опыта посредством деятельного освоения и творческого развития в жизненной практике духовных традиций отечественной культуры.

Интеграция духовно-нравственного воспитания происходит в различных видах детской деятельности:

- игровой: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр;

- коммуникативной (беседы и ситуативные разговоры на темы нравственности и морали, уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);

- восприятия художественной литературы и фольклора (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);

- конструирования из разного материала (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, открыток, поделок для родных и именинников, к православным праздникам);

- изобразительной (рисунки по мотивам художественных произведений, лепка из пластилина, живопись и графика);

-музыкальной (музыкальное творчество, танцы);

-двигательной (игры и конкурсы, знакомство с русскими народными играми).

В качестве стержневых средств духовно-нравственного воспитания дошкольников принято выделять обогащенную в социокультурном отношении предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения и семьи и культурные практики детства (чтение художественной литературы, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, а также все виды детской деятельности, способствующие общему психическому развитию ребенка).

  • МДОУ «Дубравушка» оборудована комната «Русская изба», где воспитатели знакомят детей с жилищем, предметами быта, орудиями труда русских людей, предметами старины и их назначением. «Русской избе» дети с удовольствием слушают русские народные пословицы, поговорки, потешки, сказки, колыбельные песни, знакомятся с русскими народными промыслами. этой комнате проводят беседы о семье, ее значении в жизни человека, о добре и зле, жадности и щедрости, милосердии, дружбе и взаимопомощи.

В нашей группе оборудован уголок духовно-нравственного воспитания детей, где находится необходимая литература для детей («Детская Библия», рассказы, притчи, былины, сказки, стихотворения, раскраски для детей), демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД. Здесь есть также материал по ознакомлению с родной страной, историческим прошлым России по таким направлениям как: «Природа родного края», «Наш любимый Балашов», «Как наши предки выращивали хлеб», «Русские народные костюмы», «Русские православные праздники», «Русские народные промыслы», «Народный календарь», «Иконы», а также предметы старины (расписные ложки, вышивка, кружева и т.д.), русские игрушки (филимоновская, дымковская, матрешки и т.д.) и предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Духовнонравственное воспитание в ДОУ осуществляем через проведение как светских, так и православных праздников, таких как: праздник Осени, День Матери, Новый год и Рождество, День Защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, Пасха, День Победы, День защиты детей.

Во время празднования православных праздников – Рождества, Пасхи проводим с детьми разъяснительные беседы о возникновении и значении этих праздников, традициях, связанных с ними, разучиваем стихи, знакомимся с народными играми, изготавливаем поделки к выставкам.

Безусловно, все это влияет на становление и развитие духовно-нравственной личности дошкольника, нравственного самоопределения и становления самосознания. Но успех духовно-нравственного воспитания детей во многом зависит и от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут, а это не что иное как семья. Поэтому преемственность в работе ДОУ и семьи - одно их ключевых аспектов в рамках духовно-нравственного развития дошкольников в нашем ДОУ. Поэтому воспитатели и специалисты детского дошкольного учреждения работают в тесном контакте с родителями воспитанников, вместе с которыми принимают активное участие в конкурсе поделок, организованном Балашовской епархией. Целью таких мероприятий является формирование у детей представлений о христианских праздниках, приобщение их к православной культуре.

Родители активно участвуют в организованных педагогами конкурсах поделок и открыток к праздникам, что, несомненно, способствует более теплым неформальным отношениям между детьми, родителями и педагогами.

Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей; периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. В течение года, развешиваются информационные листы с рекомендациями по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию духовно-нравственного воспитания содействует сохранению духовного здоровья детей, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, а также способствует привитию ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. А работа в тесном сотрудничестве с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса способствует расширению духовно - нравственных представлений детей.

Категория: Мои статьи | Добавил: doudub (28.03.2018)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz